Войдите в систему или зарегистрируйтесь.
Главная О компании Новости Статьи Обновления программ Вопросы и ответы Связаться с нами
Последние новости
Новая программа расчета заработной платы, кадро...
Постановление АС Западно-Сибирского округа
Постановление правительства РФ от 22 декабря 20...
Письмо Минфина России от 25.10.2016 N 03-03-06/...
<Письмо> ФНС России от 22.12.2016 N БС-4-11/24757@

Популярные новости
ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ С 2013 ГОДА
"Ответы на вопросы по применению Правил предост...
Об изменениях в пенсионном законодательстве в 2...
Изменились почтовые сборы за перевод денежных с...
Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N ...

Последние статьи
Список обновлений конфигурации КиТ. Зарплата и ...
Письмо ПФ РФ от 12.02.2014 N НП-30-26/1707 "О д...
Как производится индексация отпускных при увели...
Как произвести доплату до МРОТ
Облагаются ли НДФЛ единовременные пособия по ра...
Начисляются ли алименты на сумму пособий по вре...
Как увеличить число видов оплат.
Как работать с зарплатой по стандартам.
Как правильно ввести льготы по НДФЛ
Как увеличить оклады работников.

Последние обновления
Обновления программы "КиТ. Тарификация"
КиТ. Тарификация. Подробная инструкция по устан...
КиТ. Тарификация. Демо-версия
Дополнение к инструкции по обновлению программы...
Получение активационного ключа для программы
Куда обращаться по вопросам работы программы

Новости / Изменения в законодательстве / Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ
Изменения в законодательстве С 2015 г. изменится порядок начисления и уплаты страховых взносов

В ряд федеральных законов, регулирующих отношения по обязательному социальному страхованию, внесены изменения, которые вступят в силу с 1 января 2015 г. Основная часть поправок затрагивает положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Так, закреплены общие условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (ст. ст. 18.1 и 18.4 Закона N 212-ФЗ). Отметим, что количество оснований для отсрочки (рассрочки) по взносам меньше, чем по налогам (п. 2 ст. 64 НК РФ), но правила по сути похожи. Новеллой является установление в ст. 18.2Закона N 212-ФЗ обстоятельств, исключающих предоставление отсрочки (рассрочки) по взносам (пеням, штрафам). Согласно п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ органы ПФР и ФСС РФ вправе предоставлять отсрочку (рассрочку) погашения задолженности по взносам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом. Однако федеральное законодательство не содержит соответствующих норм. В связи с этим Президиум ВАС РФ указал, что у органа контроля за уплатой взносов отсутствуют основания для предоставления плательщикам взносов отсрочки или рассрочки (Постановление от 16.04.2013 N 16929/12). До выхода упомянутого постановления суды признавали право плательщика взносов на получение отсрочки (рассрочки) (см., например, ПостановлениеФАС Московского округа от 20.11.2012 N А40-37497/12-99-192).

Отчетность в электронной форме предстоит сдавать в ПФР и ФСС РФ плательщикам страховых взносов, у которых среднесписочная численность работников составляет более 25 человек (сейчас - более 50). При этом уплачивать взносы необходимо в рублях и копейках. Подробнее об этих и других важных поправках, внесенных в законодательство о страховых взносах, будет сказано ниже.

Особо следует отметить изменения, касающиеся электронного взаимодействия плательщиков страховых взносов с органами контроля. Например, заявление о зачете (о возврате) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов можно будет подать не только в письменной форме, но и в электронной (ст. ст. 26, 27 Закона N 212-ФЗ). Кроме того, теперь органы контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с Минтрудом России будут утверждать формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также документы, которые используются органами при реализации своих полномочий. Об этих и других изменениях законодательства о страховых взносах см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года.

1.1. Снижен предел числа работников для обязательной подачи отчетности в электронной форме

С 2015 г. расчеты в электронной форме по начисленным и уплаченным страховым взносам должны будут подавать в ПФР и ФСС РФ плательщики, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий расчетный период составила более 25 человек (ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). В настоящее время такой порядок представления отчетности предусмотрен для случаев, когда среднесписочная численность работников превышает 50 человек.

Кроме того, с 2015 г. в электронном виде следует представлять сведения персонифицированного учета на 25 и более работающих у плательщика застрахованных лиц. Соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Напомним, что сейчас такая обязанность предусмотрена для страхователей, которые подают сведения в отношении 50 и более человек.

1.2. Сумма страховых взносов не округляется

С 1 января 2015 г. сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующий внебюджетный фонд, будет определяться в рублях и копейках (ч. 7 ст. 15Закона N 212-ФЗ). До указанной даты взносы уплачиваются в полных рублях.

1.3. Ограничена не облагаемая взносами сумма выплат при увольнении

Сейчас компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, страховыми взносами не облагаются, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. С 1 января 2015 г. перечень исключений расширяется. Выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства будут облагаться страховыми взносами в части превышения трехкратного размера среднего месячного заработка (шестикратного - для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Это правило действует и в отношении сумм компенсаций руководителю, заместителю руководителя и главному бухгалтеру. Соответствующие изменения внесены в пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Следует отметить, что ограничение по освобождению выплат при увольнении работников, руководящих лиц от обложения НДФЛ действует с 1 января 2012 г. (абз. 8 п. 3 ст. 217 НК РФ).

1.4. Пенсионные взносы начисляются на выплаты всем временно пребывающим на территории РФ лицам

В настоящее время пенсионные взносы с выплат в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающих на территории России, уплачиваются только при выполнении условия, установленного в п. 1 ст. 7 и п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно названным положениям необходимо, чтобы с указанными лицами были заключены трудовые договоры на срок не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года или на неопределенный срок. Данное условие с 1 января 2015 г. утрачивает силу.

С указанной даты выплаты в пользу лиц, временно пребывающих на территории РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), независимо от продолжительности трудовых отношений с названными лицами будут облагаться пенсионными взносами (п. 1 ст. 7 и п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ). Исходя из п. 2 ст. 22.1 и п. 2 ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в этом случае применимы тарифы 22 процента (пока сумма выплат не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов) и 10 процентов (свыше предельной величины). Напомним, что предельная величина базы для начисления страховых взносов с учетом индексации с 1 января 2014 г. равна 624 тыс. руб. (ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, ПостановлениеПравительства РФ от 30.11.2013 N 1101). В следующем году она будет иной, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ данная величина ежегодно индексируется с учетом роста заработной платы в России.

1.5. Выездная проверка по страховым взносам может быть продлена до четырех или шести месяцев

Из общего правила ч. 11 ст. 35 Закона N 212-ФЗ, согласно которому выездная проверка плательщика страховых взносов не может продолжаться более двух месяцев, установлено исключение. С 2015 г. указанный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев. Основания для продления выездной проверки определены в новой ч. 11.1 названной статьи. Ими могут быть:

- получение в ходе проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;

- наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится проверка;

- проведение проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;

- непредставление плательщиком страховых взносов в десятидневный срок со дня вручения соответствующего требования документов, истребуемых в ходе проверки и необходимых для ее проведения.

Следует отметить, что данный перечень короче, чем перечень оснований для продления выездной налоговой проверки (п. 6 ст. 89 НК РФ, Приложение 2 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).

Для продления выездной проверки плательщика страховых взносов необходим мотивированный запрос, который орган контроля за уплатой страховых взносов, проводящий проверку, направляет в вышестоящий орган. Решение о продлении принимает руководитель органа или его заместитель (ч. 11.2 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Правила продления выездной проверки применимы и к повторной выездной проверке. Понятие повторной выездной проверки плательщика страховых взносов будет введено в законодательство с 2015 г. (ч. 24 - 27 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Порядок ее проведения в целом аналогичен установленному в п. 10 ст. 89 НК РФ.

1.6. Уточнен период начисления пеней за просрочку уплаты страховых взносов

При нарушении срока уплаты страховых взносов плательщик обязан перечислить пени, которые начисляются за каждый день просрочки (ст. 25 Закона N 212-ФЗ). С 1 января 2015 г. день уплаты (взыскания) просроченных сумм включается в период начисления пеней. Такое уточнение внесено в ч. 3 указанной статьи.

Следует отметить, что сейчас в рассматриваемой статье период начисления пеней определен не вполне точно. Однако Минтруд России (Письмо от 16.05.2014 N 17-4/В-211) и арбитражные суды (см. подборку судебных актов в Практическом пособии по страховым взносам на обязательное социальное страхование) сходятся во мнении, что день уплаты страховых взносов в данном случае не учитывается. Вывод объясняется тем, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной уже в день подачи в банк платежного поручения на перечисление средств. Соответственно, этот день не может включаться в период просрочки, поэтому пени за него не начисляются. Однако с 2015 г. данная позиция потеряет актуальность в силу прямого указания закона.

1.7. Скорректирован порядок обложения страховыми взносами компенсационных выплат работникам Крайнего Севера

В настоящее время не подлежит обложению страховыми взносами в ПФР и ФСС оплачиваемая работодателем стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, если указанные лица проживают и работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При проведении отпуска за рубежом взносы не исчисляются также со стоимости провоза багажа весом до 30 кг от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ. С 1 января 2015 г. в соответствующие положения законодательства будут внесены изменения (пп. 8 п. 1 ст. 20.2Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

Во-первых, исключена из необлагаемых сумм оплата стоимости проезда в отпуск и обратно членов семьи работника. Когда такая компенсация предусмотрена, она выплачивается работнику в рамках трудовых отношений, т.е. является объектом обложения (п. 1 ст. 7Закона N 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Во-вторых, правило о провозе багажа весом до 30 кг распространяется и на случаи проведения отпуска в России. Сейчас освобождение от обложения стоимости провоза багажа в указанном размере предусмотрено только при выезде за границу.

В-третьих, дано определение пункту пропуска через государственную границу РФ. При вылете работника за рубеж таким пунктом признается международный аэропорт, в котором осуществляется пограничный контроль. Следует отметить, что сейчас в пп. 8 п. 1 ст. 20.2Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ подобного уточнения нет. ФСС РФ, например, разъяснял, что если работник летит к месту отдыха прямым рейсом без промежуточной посадки, то пунктом пропуска через границу для целей страховых взносов следует считать здание международного аэропорта, из которого вылетает данный работник (Письмо от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985). Президиум ВАС РФ при рассмотрении аналогичной ситуации пришел к другому выводу: от обложения взносами освобождается не только стоимость проезда до аэропорта, из которого производится вылет, но и часть стоимости перелета в пределах территории РФ (см. Постановление от 02.10.2012 N 7828/12). Арбитражную практику по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.

1.8. Ограничено право на пониженный тариф страховых взносов для аптек, применяющих ЕНВД

Уплачивающие ЕНВД аптечные организации, а также предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов (пп. 10 п. 4 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ и п. 10 ч. 1 ст. 58Закона N 212-ФЗ). Установлено, что такие тарифы указанные плательщики используют в отношении выплат и вознаграждений, производимых физлицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности. Никаких дополнительных требований для применения льготного тарифа не предусмотрено.

В настоящее время арбитражные суды приходят к выводу, что пониженные тарифы страховых взносов действуют в отношении всех работников аптечной организации или предпринимателя, имеющего соответствующую лицензию. Подборку судебных актов см. в Практическом пособии по страховым взносам на обязательное социальное страхование. Однако контролирующие органы указывают, что пониженные тарифы применяются только в отношении выплат в пользу физлиц, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью на основании ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Письмо Минтруда России от 23.08.2012 N 17-3/240 (направлено Письмом ПФР от 15.10.2012 N ТМ-30-24/15010)).

Точка зрения контролирующих органов с 1 января 2015 г. будет закреплена законодательно. С указанной даты пониженные тарифы применяются только к выплатам, производимым аптечными организациями и предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, в пользу физлиц, которые имеют право на занятие этой деятельностью. Выплаты прочим физлицам облагаются по общеустановленным тарифам (пп. 10 п. 4 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ и п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

1.9. Введена новая обязанность банков и установлена ответственность за ее неисполнение

С 1 января 2015 г. у банков появится новая обязанность. В течение трех дней с момента поступления мотивированного запроса от органа контроля за уплатой страховых взносов они должны будут предоставлять справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей (ч. 6.1 ст. 24 Закона N 212-ФЗ). Документы названные органы смогут запросить (в установленном порядке и форме) при проведении проверок плательщиков страховых взносов и при вынесении решения о взыскании взносов (пеней, штрафов) за счет денежных средств плательщика в банках (ч. 6.2 и 6.3 ст. 24 Закона N 212-ФЗ).

За непредставление указанных справок и выписок с банков будет взыскиваться штраф в размере 20 тыс. руб. Такая же ответственность предусмотрена за нарушение срока представления этих документов и за недостоверность содержащихся в них сведений (ст. 49.1 Закона N 212-ФЗ).

1.10. Отменена обязанность уведомлять фонды о создании или закрытии обособленного подразделения

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ организации должны сообщать в органы контроля о создании или закрытии обособленного подразделения. Сообщение следует подавать в отделения ПФР и ФСС РФ по месту нахождения головной компании в течение месяца со дня создания (закрытия) (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, ПисьмоМинздравсоцразвития от 09.09.2010 N 2891-19). С 2015 г. такой обязанности не будет.

Вход в систему
Имя

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.

Полезные ссылки
Полезное ПО
TeamViewer
Сайты для бухгалтера
Консультант Плюс
Сайты министерств и ведомств
Министерство Финансов РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
Фонд социального страхования РФ

Авторские права | Связаться с нами | Все материалы принадлежат ZPK Soft Inc. Авторские права защищены.5,121,401 уникальных посетителей