Войдите в систему или зарегистрируйтесь.
Главная О компании Новости Статьи Обновления программ Вопросы и ответы Связаться с нами
Последние новости
Новая программа расчета заработной платы, кадро...
Постановление АС Западно-Сибирского округа
Постановление правительства РФ от 22 декабря 20...
Письмо Минфина России от 25.10.2016 N 03-03-06/...
<Письмо> ФНС России от 22.12.2016 N БС-4-11/24757@

Популярные новости
ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ С 2013 ГОДА
"Ответы на вопросы по применению Правил предост...
Об изменениях в пенсионном законодательстве в 2...
Изменились почтовые сборы за перевод денежных с...
Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N ...

Последние статьи
Список обновлений конфигурации КиТ. Зарплата и ...
Письмо ПФ РФ от 12.02.2014 N НП-30-26/1707 "О д...
Как производится индексация отпускных при увели...
Как произвести доплату до МРОТ
Облагаются ли НДФЛ единовременные пособия по ра...
Начисляются ли алименты на сумму пособий по вре...
Как увеличить число видов оплат.
Как работать с зарплатой по стандартам.
Как правильно ввести льготы по НДФЛ
Как увеличить оклады работников.

Последние обновления
Обновления программы "КиТ. Тарификация"
КиТ. Тарификация. Подробная инструкция по устан...
КиТ. Тарификация. Демо-версия
Дополнение к инструкции по обновлению программы...
Получение активационного ключа для программы
Куда обращаться по вопросам работы программы

Новости / Разьяснения министерств и ведомств / Письмо ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309
Разьяснения министерств и ведомств ФНС России выпустила разъяснения по ряду вопросов, возникающих при проведении камеральной проверки деклараций. Рассмотрим некоторые из них.

1.1. Трехмесячный срок проведения камеральной проверки

исчисляется с даты получения инспекцией декларации

 

ФНС России высказала мнение, что инспекция не может начать камеральную проверку до получения декларации или расчета. Поэтому течение трехмесячного срока камеральной проверки начинается со дня получения налоговым органом данных документов. В связи с этим если декларация (расчет) направлены по почте, то инспекция не обязана указывать в акте камеральной проверки дату ее начала, соответствующую дате отправки почтового отправления. Аналогичным образом данную ситуацию разъяснял ранее Минфин России (Письмо от 19.06.2012 N 03-02-08/52).

Однако такая позиция спорна. Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ инспекция проводит камеральную проверку декларации (расчета) в течение трех месяцев с даты ее представления. Если же декларация направлена по почте, то датой представления признается день отправки документов с описью вложения (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ). Таким образом, срок проведения камеральной проверки в этом случае должен исчисляться с даты отправки почтового отправления. Очевидно, что даты окончания проверки, рассчитанные в соответствии с разъяснениями контролирующих органов и по правилам Налогового кодекса РФ, будут отличаться не в пользу налогоплательщика. Следует отметить, что Налоговый кодекс РФ не устанавливает последствий нарушения инспекцией срока проведения камеральной проверки. Более того, на практике этот срок нередко не признается пресекательным. То есть решение по результатам проведенной проверки, принятое за пределами срока, не отменяется.

Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 17.03.2003 N 71 также указал, что истечение срока проведения камеральной проверки не препятствует выявлению фактов неуплаты налогов и принятию мер по их взысканию. Что касается арбитражных судов, то они принимают во внимание срок вынесения решения. Так, если решение вынесено с незначительным нарушением срока, оно может быть о! ставлено в силе (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 31.10.2011 N А05-12899/2010) (Определением ВАС РФ от 16.03.2012 N ВАС-2415/12 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ), ФАС Московского округа от 14.05.2010 N А40-126773/09-118-1048 (Определением ВАС РФ от 25.08.2010 N ВАС-11456/10 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ)).

Если же срок нарушен существенно, то есть на несколько месяцев или даже лет, и при этом инспекция не доказала обоснованность такого нарушения, суды признают решение, принятое по результатам камеральной проверки, недействительным (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 30.04.2010 N А40-96299/09-141-655, ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2010 N А05-2603! /2010). Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

 

1.2. При отсутствии ошибок и противоречий истребовать

какие-либо дополнительные документы инспекция не вправе

 

В п. 3 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что если в ходе камеральной проверки обнаружены ошибки в декларации или противоречия между сведениями в представленных документах и в документах, имеющихся у инспекции, то об этом должно быть сообщено налогоплательщику с требованием представить пояснения или внести соответствующие исправления. Сославшись на Постановление ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08, ФНС России пояснила, что если при проведении камеральной проверки таких ошибок и противоречий выявлено не было, то требовать от налогоплательщика представить объясн! ения или первичные учетные документы инспекция не вправе. Подробнее о позиции арбитражных судов см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

 

1.3. Аналитические справки, не являющиеся первичными

бухгалтерскими документами, истребовать нельзя

 

Контролирующий орган разъяснил, что инспекция не вправе истребовать аналитические справки, отчеты и обобщения, которые не являются первичными бухгалтерскими документами. ФНС России исходила из того, что положения подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ допускают истребование только тех документов, которые служат основанием для исчисления (удержания) и уплаты налогов или подтверждают правильность их исчисления и своевременность уплаты. В подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена корреспондирующая этому праву обязанность налогоплательщика и налогового агента. Таким образом, если отчеты и аналитические справки (обобщения) не являются первичными бухгалтерскими документами, то оснований для их истребования у налогового органа не имеется.


ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 13 сентября 2012 г. N АС-4-2/15309

Федеральная налоговая служба в связи с обращениями территориальных налоговых органов направляет ответы на вопросы, возникающие при осуществлении мероприятий налогового контроля.
1. Вопрос: Вправе ли налоговый орган в рамках камеральной проверки декларации по НДС по требованию о представлении документов запрашивать дополнительные документы, прямо не поименованные в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс) в качестве документов, дающих право на налоговый вычет: регистры бухгалтерского учета с обязательным отображением всех уровней аналитического учета; договоры, заключенные с покупателями и поставщиками; счета-фактуры выданные (отраженные в книге продаж); выписки банка и платежные поручения, подтверждающие оплату поставщикам; бухгалтерскую отчетность; расшифровки отдельных строк декларации?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Кодекса камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиком, в том числе документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Пунктом 7 статьи 88 Кодекса предусмотрено, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 Кодекса или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Кодексом.
Таким образом, налоговый орган при проведении камеральной проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных статьей 88 Кодекса.
Пунктом 8 статьи 88 Кодекса установлено, что при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Кодексом.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
2. Вопрос: О порядке и сроках проведения камеральной налоговой проверки.
Ответ: В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится должностным лицом налогового органа на основе налоговой декларации (расчета) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Камеральная налоговая проверка налоговой декларации (расчета) не может начаться до получения налоговым органом налоговой декларации или расчета по налогу.
С учетом изложенного, определение момента начала течения трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки связано с моментом получения налоговым органом налоговой декларации (расчета).
Таким образом, течение трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки начинается со дня получения налоговым органом налоговой декларации (расчета).
Максимальный срок, отведенный на проведение камеральной налоговой проверки, установлен впункте 2 статьи 88 Кодекса и составляет три месяца.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 100 Кодекса в акте камеральной налоговой проверки указываются даты начала и окончания такой проверки. При этом налоговые органы не обязаны указывать в акте камеральной налоговой проверки дату начала этой проверки, соответствующую дате отправке налоговой декларации по почте.
3. Вопрос: Вправе ли налоговый орган в ходе проведения камеральной налоговой проверки истребовать у индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения "доходы", копии всех первичных документов за 2011 г.?
Ответ: Согласно пункту 1 статьи 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Пунктом 7 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено этой статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.
Порядок представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен статьей 346.23 Кодекса. Форма указанной налоговой декларации утверждена приказом Минфина России от 22.06.2009 N 58н.
Главой 26.2 Кодекса обязательное представление налогоплательщиком первичных учетных документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено.
Пунктами 3 и 4 статьи 88 Кодекса предусмотрено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11.11.2008 N 7307/08 указал, что в случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет.
4. Вопрос: Имеет ли право налоговый орган истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами?
Ответ: Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, пени.
В силу положений подпункта 6 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Таким образом, налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами.
5. Вопрос: Какие сведения должны содержать реестры таможенных деклараций, которые представляются в налоговые органы в целях документального подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при осуществлении экспортных операций?
Ответ: В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 165 Кодекса налогоплательщикам предоставлено право для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость представлять в налоговые органы вместо таможенных деклараций реестры таможенных деклараций, содержащие сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками российского таможенного органа места убытия или реестры таможенных деклараций, содержащие сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, с отметками таможенного органа Российской Федерации, подтверждающими факт помещения товаров под таможенную процедуру экспорта в порядке, определяемом Минфином России по согласованию с ФТС России.
При этом данной нормой Кодекса утверждение Минфином России перечня сведений, отражаемых в указанных реестрах, не предусмотрено.
В связи с изложенным в Порядке представления реестров таможенных деклараций, утвержденном приказом Минфина России от 21.05.2010 N 48н, указанный перечень сведений отсутствует.
С учетом изложенного, реестр таможенных деклараций, представляемый в налоговые органы в целях документального подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, должен содержать сведения о товарах, фактически вывезенных за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, позволяющие налогоплательщикам обосновать правомерность применения указанной ставки по конкретным поставкам товаров, а налоговым органам осуществить контроль по таким операциям и не допустить неправомерное применение нулевой ставки налога.
6. Вопрос: Положениями Кодекса закреплена обязанность банков сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя), о предоставлении права или прекращении права организации (индивидуального предпринимателя) использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех дней со дня соответствующего события.
Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке и об остатках электронных денежных средств и порядок направления банком указанного сообщения в электронной форме утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Данные порядки установлены Положением Банка России от 07.09.2007 N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета" и Положением Банка России от 29.12.2010 N 365-П "О порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде".
Согласно пункту 1.1 Положения Банка России от 07.09.2007 N 311-П передача электронного сообщения осуществляется банком через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за его деятельностью, и Центр информационных технологий Банка России в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных для последующей доставки электронного сообщения в налоговый орган по месту нахождения банка.
Таким образом, для передачи банками сообщений в электронном виде в налоговый орган банки заключают договоры (соглашения) с территориальными учреждениями Банка России, осуществляющими надзор за их деятельностью, в которых определяются условия и порядок приема Банком России информационных сообщений банков для передачи их федеральным службам.
Возникает ли ответственность у банка за нарушение порядка и сроков представления вышеуказанных сведений в налоговый орган, если их представление было невозможно вследствие сбоев в программном обеспечении и невозможности приема территориальными учреждениями Банка России информационных сообщений банка для передачи федеральным службам?
Будет ли в данном случае обязанность банка, установленная пунктом 5 статьи 76 Кодекса и положениями статьи 86 Кодекса, считаться неисполненной, даже если банк вследствие объективной невозможности представления сообщений в электронном виде представит в соответствующий налоговый орган сообщение об открытии (закрытии) счета на бумажном носителе в установленные сроки?
Подлежит ли банк привлечению к ответственности за несвоевременное представление сведений об открытии (закрытии) счета в случае объективной невозможности передать указанные сведения в электронном виде?
Ответ: Подпунктом "а" пункта 33 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2007 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" внесены изменения в пункт 1 статьи 86 Кодекса, согласно которым на банк возложена обязанность сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя), о предоставлении права или прекращении права организации (индивидуального предпринимателя) использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронном виде.
Кодексом не предусмотрено представление соответствующего сообщения банком на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 1.6 Положения Центрального банка Российской Федерации о порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета от 07.09.2007 N 311-П датой сообщения банком в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета признается дата, включаемая в квитанцию о принятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения.
Положениями пункта 2 статьи 135.2 Кодекса определено, что несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений о предоставлении (прекращении) права организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа влечет взыскание штрафа в размере 40 тыс. руб.
Согласно статье 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
Пунктом 3 статьи 108 Кодекса установлено, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 108 Кодекса лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Следует отметить, что согласно положениям пункта 2 статьи 109 Кодекса отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения или смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, иные обстоятельства, чем перечисленные вподпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса, и в подпунктах 1 - 2.1 пункта 1 статьи 112 Кодекса.
В случае отсутствия технической возможности передать в налоговый орган сообщение в соответствии с пунктом 1 статьи 86 Кодекса в электронном виде через территориальное учреждение Банка России рекомендуется незамедлительно сообщить в налоговый орган о таком факте, о причинах задержки направления указанного сообщения в электронном виде, представить соответствующее сообщение на бумажном носителе.
Вход в систему
Имя

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.

Полезные ссылки
Полезное ПО
TeamViewer
Сайты для бухгалтера
Консультант Плюс
Сайты министерств и ведомств
Министерство Финансов РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
Фонд социального страхования РФ

Авторские права | Связаться с нами | Все материалы принадлежат ZPK Soft Inc. Авторские права защищены.5,146,563 уникальных посетителей